Эта история произошла 2 июня 1940 г. на пограничном озере Грёвельшён, разделяющем оккупированную нацистами Норвегию и нейтральную Швецию. Тяжелый бомбардировщик Хенкель - 111, выполнявший задание по бомбардировке норвержских позиций в районе Нарвика, был атакован английским летчиком Луи Якобсеном и получил серьезные повреждения, заставившие экипаж бомбардировщика покинуть поле боя и искать возможности возвращения на базу. Левый мотор вместе с навигационными приборами были разбиты и экипаж, состоящий из четырех человек, был вынужден лететь на одном моторе, удерживая двухтонную громадину в воздухе на правильном курсе, ориентируясь по карте и по компасу. В районе Нарвика, где светило солнце и облачность была минимальной, не было никаких затруднений лежать на правильном курсе. Сложности возникли когда самолет вошел в зону низких облаков вблизи границы со Швецией, в раойне озера Грёвельшён. Чтобы соорентироваться по карте и по местности, экипаж бомбардировщика принял решение снизится до предельной возможности чтобы найти ориентиры на земле. В момент снижения остановился единственный работающий мотор из - за нехватки бензина. Попытка запустить мотор путем подключения к запасному баку не увенчалась успехом и командир экипажа Отто Позер принял единственное правильное решение об аварийнной посадке на озеро. Высота полета была еще достаточно высокой и экипаж выбрал место для посадки, свободное ото льда и близкое к норвежскому берегу. Посадить самолет на территории Швеции было совершенно немыслимо в силу политической ситуации. Надо отдать должное экипажу, который успешно справился с нелегкой задачей и приводнил самолет как можно ближе к норвежскому берегу, в 300 метрах от шведской границы. При заходе на посадку самолет на короткое время пересек воздушное пространство Швеции и пролетел над домом местного жителя Нильса Закрисона на высоте всего в несколько метров. Нильс, решив, что его дом подтвергся нападению с воздуха, ответил выстрелом по самолету из двухствольного ружья. Инцидент привлек внимание шведского пограничного патруля, который находился неподалеку. Не прошло и четверть часа как шведские пограничники примчались ко двору Нильса и сделали ему серьезное замечание и предупредили, что в следующий раз, когда он вздумает стрелять из ружья по немецкому военному самолету, то получит в ответ пару стокилограммовых бомб. От выстрела никто не пострадал и экипаж, совершив посадку, смог выбраться из полузатопленного самолета через верхний люк и по крылу перебраться на берег, прихватив с собой пулемет на всякий случай. Было все еще неясно, где приводнился самолет, в Швеции или в Норвегии. После переговоров с местными жителями стало ясно, что самолет и экипаж находятся в Норвегии. После осмотра места аварии стало ясно что поднять самолет невозможно и решено было снять с него оборудование, вооружение, боеприпасы и радиостанцию. На подмогу был послан транспортный самолет, который забрал экипаж и все ценное, что удалось снять с самолета. Перед тем как покинуть место аварии, с транспортного самолета была выпущена пулеметная очередь зажигательными патронами в надежде поджечь самолет, но это не дало результатов. Останки самолета и по сей день лежат на том месте, где самолет, 73 года назад, совершил аварийную посадку. Время и люди сделали свое дело. Детали, пригодные в хозяйстве, были сняты с самолета местными жителями еще до окончания войны, остальное досталось туристам на сувениры. От самолета остался только каркас, часть которого выступает из воды. Фотографию самолета с экипажем и участниками спасательных работ любезно предоставил мне Ханс Формгрен, унаследовавший ее от своего отца, Ивара Формгрена, провинциального лекаря, который, вместе с начальником полиции, побывал в районе авариии для осмотра и оказания помощи. Известны также имена экипажа Хенкель 111 и их дальнейшая судьба. Пилот Бернард Шульте и механик /стрелок Франц Хенкель погибли в боях в Италии в 1944. Командир экипажа Отто Позер и сигналист Ханс -Хеинриш Хатлапа пережили войну. Фотография уникальна, других снимков с места аварии военного времени не существует.