Записки путешественника

madeira 039

  

    Трудно себе представить человека, который остался бы равнодушен, когда речь заходит о поездках и путешествиях, будь то задушевный разговор в компании друзей или обсуждение планов на отпуск в кругу семьи.  Страсть к путешествиям и к новым открытиям всегда была свойственна человечеству. Поездки стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ездят теперь все, большие и малые, взрослые и дети, куда угодно и когда угодно. Даже домашние животные имеют возможность съездить на курорт, имея конечно билет и паспорт. Мое поколение, рожденное в СССР в 50 гг, имело весьма ограниченные возможности для путешествий. О поездках за рубеж не могло быть и речи. За границу мы отпрявлялись по воскресным дням, в компании известного путешественника Юрия Сенкевича. Вернее сказать, путешествовал  только он, а мы, удобно устроившись перед телевизором, смотрели знаменитый Клуб кинопутешствий где Юрий Александрович рассказывал и показывал фильмы о своих путешествиях на папирусном корабле "Ра" или о поездке к Северному полюсу на атомоходе "Ленин". Программа пользовалась огромной популярностью и все с нетерпением ожидали выходных, чтобы  в очередной раз "съездить" за границу. Для нас телевизор  был "окном в Европу", через которое к нам просачивались сведения, порой очень скудные, о жизни за "бугром". Возможность выезжать за рубеж имели в первую очередь партийные и хозяйственные работники, а также их близкие и родственники.  Но для большинства советских граждан заграница была закрыта "железным занавесом" и поездка за "бугор" оставалась недоступной мечтой. Но мы, рожденные в СССР, как то не особо переживали по этому поводу, потому что к нашим услугам была самая огромная страна в мире со множеством изумительных по своей красоте мест, больших и малых городов с богатой историей, неизведанных уголков, ждущих своего открытия. И мы, используя все доступные средства передвижения, путешествовали по всей нашей необъятной стране, насколько позволяли наши скудные средства. Журнал "Турист" был для нас большим подспорьем в выборе поездок. Очень популярными были поездки в Прибалтику и к Черному морю.  Мой 90- летний дядюшка Лева, проживающий теперь во Франции, с особой теплотой вспоминает о поездках в Прибалтику в 60- 80 годы." Чего я не видел в Франции ?" говорит он, когда у нас заходит разговор о прошлой жизни." А вот Прибалтика... это Прибалтика! Лучшего я нигде более не видел".  Помимо советов в выборе поездки, журнал "Турист"  снабжал нас информацией о различных полезных предметах, которые могут пригодится в поездке или в походе, рекламировал туристическое оснащение, одежду и обувь. Кеды на толстой подошве пользовались повышенным спросом среди туристов. "По всей стране пройти мне в кедах хочется... " пелось в популярной песенке 60 - х годов. Мою первую самостоятельную поездку я совершил, когда мне было 10 лет. За отличную учебу и примерное поведение, школа наградила меня поездкой на лыжный курорт Бакуриани. Я очень гордился этим и жизнь казалась мне удивительной и прекрасной. Впереди меня ждали  зимние каникулы где не было никаких забот, никаких родительских наставлений и поучений а только одни сплошные удовольствия с катанием на лыжах, санях и другими зимними забавами. Даже теперь, много лет спустя, я помню некоторые отрывочные детали моей первой поездки. Особенно мне запомнилась поездка  на "кукушке", небольшом поезде, состоящем из нескольких вагончиков, отапливаемых дровяными печками, на который мы пересели в Боржоми поздней ночью. Узкоколейка, протянувшаяся от Боржоми до Бакуриани, непрерывно тянулась в гору и чтобы преодолеть все подъемы, к каждому составу прицеплялось по два тепловоза, один спереди, который тянет и один сзади, который толкает. Средняя скорость состава не превышала 30 км/час. Загрузившись поздней ночью в теплый и уютный вагончик и попив чаю, мы все моментально уснули и даже не заметили, как, тепловоз, издав сигнальный звук, напоминающий крик кукушки, начал карабкаться в гору. Проснулся я рано, когда первые лучи солнца прорезали морозный воздух и покрыли нежным розовым светом заиндинелые окна нашего вагона. Я накинул теплую куртку и поспешил наружу. Когда я вышел на открытую площадку тамбура, был ошеломлен небывалой красотой, окружавшей меня. Наш маленький, похожий на игрушку поезд, упорно двигался вперед, продираясь через снежные завалы. Вдоль полотна плотной стеной стояли высокие ели и сосны, задевая вагоны своими разлапистыми ветвями, покрытыми снегом. Легкий и пушистый снег, лежавший на ветках, и потревоженный движением проходящего поезда, разлетался вихрями во все стороны, окутывая состав белым облаком, искрящимся на солнце. На площадке вскоре стало тесно от заспанных пассажиров, спешивших полюбоваться красивым зрелищем. На самых крутых подъемах поезд двигался со скоростью не более 5 км/час и горячие грузинские парни спрыгивали с подножки и держась за поручни, пытались бежать рядом с поездом, производя неизгладимое впечатление на окружающих. Наша группа состояла из  20 человек, учащихся 91 средней школы г. Тбилиси и руководителя поездки Клары Гавриловны, преподавателя истории и большой любительницы активного отдыха. Она очень старалась привить нам интерес не только к истории но и к лыжам и путешествиям.  Надо признаться, что с лыжами у меня тогда отношения не сложились. Техники катания у меня не было, а учить меня было некому. Никто из нашей компании не умел толком кататься на лыжах. К тому же, лыжи, которые достались мне, были огромные, тяжелые и неуклюжие. Промучавшись с ними несколько дней, набив себе массу синяков и вывихнув себе суставы какие только можно, но так и не научившись кататься, я поставил лыжи в угол и пересел на сани, на которых я, с удовольствием и без всякого риска для здоровья, катался все оставшиеся дни.  Что же касалось путешествий, то я стал заядлым путешественником, объездил много стран, побывал во многих интересных местах и со временем даже научился по настоящему кататься на лыжах. В перерывах между поездками я с удовольствием читаю исторические романы и популярные исторические журналы и вспоминаю Клару Гавриловну и ее уроки по истории. Самыми  интересными для нас были  и остаются поездки на восток, будь то путешествие в Россию, на Украину или в Прибалтику. Наиболее запоминающейся была поездка в Прибалтику на острова Саарема и Хийюма, где нас не покидало чувство, что мы путешествуем во времени и вернулись обратно в  50- 60 г. прошлого века.  Самой неудачной для нас была поездка на Гран -Канариа, где нас бессовестно обманула туркомпания Fritidsresor, пообещав комфортное проживание в хорошем отеле. На  деле нам пришлось промучатся одну неделю в подвальном этаже, с выходом на северную сторону, без отопления и на жестких кроватях. Чтобы не замерзнуть по ночам, мы наваливали на себя всю нашу одежду и гардины, снятые с окон. 

    Что же ожидает любителей путешествий в будующем? Как утверждает Бенгт Вальстрем в своей статье "На пути в год 2050" в журнале "Connoisseur" за этот год, интерес к поездкам будет неуклонно расти. Для любителей экзотики, дикой природы и обладающих широкими возможностями, большой интерес представляет Африка с ее неизведанными уголками и динамичным развитием. Другой интересной страной для путешествий является Бразилия, страна - хозяйка Чемпионата мира по футболу 2014 г. и Олимпийских Игр 2016 г. Европа предстает перед нами как огромный музей под открытым небом, консервативный, но чарующий, богатый и элегантный. Швеция заняла почетное четвертое место в списке Lonely Planet на 2014 год благодаря своей чистой экологии, изысканной кухни и богатому культурному наследию. Стокгольм в последнее время стал пользоваться большой популярностью среди любителей шопинга. Ну аж если хочется чего то удивительного и совершенно непредсказуемого, то Virgin Galaktik приглашает всех желающих в космическое путешествие. Стоимость поездки в космос варьирует между 20 000 и 200 000 долларов в зависимости от сроков поездки.  Следует однако заметить, что увеличение числа поездок и путешествующих ведет к увеличению нагрузки на окружающую среду и к развитию антибиотикоустойчивых бактерий, могущих вызвать серьезные заболевания, что в перспективе делает поездки опасными для здоровья.

© Stockholm 2016